История создания цветочных букетов

Три букета цветов

К истории создания букетов и композиций

Цветы в нашей жизни, без сомнения, занимают видное место. Они неизменные спутники праздников, ярких событий, а порой и буден, они символ и любви, и верности, и вечной памяти…

Внимание к цветам начинает проявляться в эпоху Возрождения, т. е. с XIV века, когда возникает мода на особые ароматы.

Небольшие легкие букетики из гвоздик, фиалок и других пахнущих цветов прочно и надолго поселяются в петлицах и на корсажах платья обеих половин человечества.

Цветы в одежде

И только через 200300 лет приверженцы моды начинают украшать свои дома большими букетами, которые соперничают между собой в контрастном сочетании цветов ярких окрасок.

Примерно еще через 100 лет цветы, оставаясь украшением в домах, приобретают еще одну возможность доставлять людям удовольствие — становится принятым и модным их дарить.

Различное назначение букетов рождает целое искусство их составления, которое требует тонкого художественного вкуса и мастерства. (Французское слово «букет» означает «красиво собранная группа цветов».) Появляются определенные принципы и правила со множеством приемов составления букетов.

У нас в России самыми первыми популярными букетами были в основном букеты для подношения. Белые розы подносили невестам, розы ярких колеров — дамам в дни веселых, шумных празднеств, яркими букетами украшали также и бальные залы.

Цветы, предназначавшиеся для подношения, оформляли в портбукеты, или букетные манжеты, как их тогда называли. Это были картонные воронки, обтянутые атласом и по краям обшитые ажурным тюлем или кружевными фестонами из бумаги. В них укладывали влажный мох, в котором укрепляли проволокой цветы и листья.

Эффектно выглядели букеты, тоже для подношения, оформленные в вазах, или, как их называли, вазовые букеты, составленные, как правило, из двух-трех десятков роз, листьев папоротника, рогоза и нескольких видов декоративной зелени.

Очень пышными выглядели корзинки с розами и другими цветами — их тоже укрепляли проволокой на моховой подушке. В центре корзинки располагали розы, вокруг них — цветы на более низких цветоносах, а к краям ее — самые низкорослые: фиалки, крокусы, маргаритки либо низко срезанные цветы. Все это украшали золотыми шнурами. Такие букеты подносили юбилярам.

Праздничные триумфальные букеты, как правило, составляли из самых дорогих цветов — роз, лилий, ландышей…

Пользовался успехом букет из различных цветов и листьев в сочетании с лентами и кружевами, оформленный в виде подушки. На проволочный каркас укладывали мох и на нем создавали из растений симметричный рисунок.

В те времена среди высшей дворянской знати ценились, особенно зимой, так называемые макартовские букеты (по имени венского декоратора Г. Макарта). Они представляли собой сочетание искусно подобранных сухих крашеных и натуральных цветов, трав, листьев, семенных коробочек и павлиньих перьев.

За последние десятилетия, особенно за последние годы, русский букет и его аранжировка претерпели большие изменения. Об этом говорят тематические смотры цветов, выставки букетов и композиций, конкурсы, всесоюзные выставки цветов, которые с 1957 г. систематически проводят на Выставке достижений народного хозяйства СССР.

С 1958 г. на выставках Москвы и Ленинграда стали появляться композиции и букеты со смысловым значением под различными девизами. Над составлением букетов работают признанные мастера и известные цветоводы страны.

О современных букетах, композициях и аранжировках из цветов в нашей стране и за рубежом

Современный букет составляют, как правило, из одного или двух видов цветов, не считая дополнительной аранжировки, которая может быть и не быть в букете.

Букет призван наиболее полно раскрыть природную красоту самих цветов в искусно составленных сочетаниях их многообразных внешних форм, окрасок и размеров.

При составлении букета немаловажно и количество участвующих в нем цветов. Цветы и декоративные ветки не должны теснить друг друга, иначе пропадает красота форм и окраски. Несколько свободно расположенных цветов и зелени — вот что отличает современный букет.

Букет из фрезии в вазе

Для большего декоративного эффекта цвет вазы, в которую помещают яркие цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным: черным, серым, белым, если цветы в букете особенно нежных окрасок или какой-либо одной из них.

Правильно найденная композиция букета с вазой, в которой цветы должны размещаться в определенном порядке, тоже имеет большое значение. Внизу располагают крупные, яркие, вверху — мельче, нежнее по окраске, легкие. При этом не должна теряться общая композиция с интерьером.

Расположение цветов в букете может быть симметричным и несимметричным. Последнее обязывает с особым вниманием отнестись к подбору правильной гаммы красок и цветов в букете, а также к линиям аранжировки, поскольку от этого зависит правильная композиция самого букета.

В любой композиции букета должен быть такой элемент, который среди специалистов принято называть фокусной точкой. Ею может быть сочетание в букете крупных цветов, собрание мелких или цветов определенных тонов. В то же время фокусная точка не должна быть выразительной сверх меры, иначе будет терять эффект вся композиция.

Одним из основных элементов составления букетов является цвет, создающий гармоник) красок. Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Например, букет из цветов астры китайской одной садовой группы с окраской от светло-розовых до темно-розовых тонов.

При составлении букетов можно использовать и другой принцип — подбор цветов по их спектральной близости: например, герберы красной, оранжево-красной и оранжевой окраски. Такие букеты специалисты цветоводы называют букетами аналогичной гармонии.

Если при составлении букетов используют цвета, различные по тональности, расположенные в противоположных частях спектра, их называют букетами гармонического контраста. Здесь одна окраска усиливает другую.

При использовании трех или более окрасок, равно отстоящих друг от друга в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию. Например, букет из львиного зева желтых колеров, синих дельфиниумов и красных гвоздик.

Круглые букеты

Букеты и по цвету и по форме имеют свое назначение. Например, круглыми букетами оформляют помещения для приемов и чествования гостей. Такие букеты составляются так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон.

Круглый букет цветов

Перед тем как собрать цветы в круглый букет, их сначала группируют по размерам и линиям стеблей. Прямой и длинный стебель ставят в центре, более изогнутые — по бокам. Цветы разворачивают таким образом, чтобы они смотрели вперед и не были повернуты внутрь букета. Стебли не должны пересекаться, чтобы не создавать беспорядка. Аранжировочную зелень располагают и внутри и вокруг букета.

Односторонние букеты

Односторонние букеты составляют из цветов со стеблями различной длины, чтобы была заполнена только наружная сторона букета. Длинные стебли устанавливают сзади, короткие — спереди.

Односторонний букет цветов

Центр букета, как правило, заполняют цветами более яркой окраски. Односторонние букеты могут быть небольшими настенными и большими юбилейными, праздничными.

Букеты для невест

Букеты для невест — неизменная часть наряда невест всех народов мира. Традиционными цветами для таких случаев считаются розы белой и розовой окраски, гвоздики, тюльпаны, а также каллы, ландыши, аранжированные зеленью.

Букет для невесты из роз

Но на Украине букеты для невест делают из летних пестрых цветов, трав, колосьев с яркими лентами. Эти букеты, как правило, односторонние и гармонируют с нарядом невест.

Букеты к юбилею

Юбилейные букеты обычно торжественны и красивы. Они представляют собой множество однородных цветов одного тона или переходящей гаммы тонов, свободно поставленных в плоские вазы или корзины, в которых они очень эффектно выглядят. Букеты могут быть и круглыми и односторонними; устанавливают их или на столах, или у стены.

Букет из роз к юбилею

Лучшие цветы для юбилейных букетов:

  • розы,
  • белая сирень,
  • гладиолусы,
  • белые крупноцветные хризантемы,
  • ремонтантные гвоздики,
  • лилии с аранжировкой.

Букеты для встречи гостей

Букеты для встречи гостей, делегаций должны быть небольшие, легкие, составленные из цветов ярких тонов: красных, голубых, белых, оранжевых, фиолетовых; они символизируют дружбу, тепло, радушие.

Подарочные букеты

Подарочные букеты могут быть различной формы— односторонние, круглые, рыхлые, ажурные. Их преподносят вместе с подарком, предварительно освободив (обязательно!) от обертки.

Букеты ко дню рождения

Букеты ко дню рождения составляют из роз, гвоздик и других дорогих цветов различных оттенков, но обязательно любимых теми, кому они предназначены.

Букеты ко дню рождения детям

Букеты ко дню рождения детям делают чаще всего круглыми или в виде грибка так, чтобы под цветы можно было положить подарок. Букеты должны быть небольшие и яркие.

Букеты по разным поводам

Букеты по случаю новоселья, Международного женского дня 8 Марта, окончания школы, защиты диплома или диссертации составляют из роз, гвоздик и других дорогих цветов различных оттенков, любимых теми, кому они предназначены.

Букеты артистам

Букеты любимым артистам, как правило, отличаются изяществом. Это круглые односторонние букеты с красивой аранжировочной зеленью однотонных роз, гвоздик, крупноцветных хризантем, гладиолусов, белой сирени.

Букеты больным

Букеты, которые принято приносить больным, должны быть небольшими, без запаха, из свободно собранных ярких цветов.

Траурные букеты

Траурные букеты, как правило, составляют из белых цветов и из цветов красных и голубых оттенков. Венки делают на основе из прутьев, которая заполняется сначала туей, ельником или другой зеленью, а затем живыми цветами.

Принципы составления букетов и композиции

Сейчас почти всем известно японское слово «икебана». Это искусство составлять различные композиции и букеты из цветов и различных растений. В них изящные изгибы самих стеблей или в сочетании с каким-либо декоративным оформлением подчеркивают красоту формы и гармонию окрасок цветов.

Икебана

Во многих японских домах растения, оформленные в стилях икебаны, располагают на самых видных и почетных местах. Гость, войдя в дом, сначала приветствует растения, а затем хозяев, выражая тем самым свое уважение к природе и дому.

Современная икебана имеет два стиля:

  • нагеире
  • и морибана.

Нагеире предусматривает размещение растений в высоких вазах, морибана — в низких и широких. Оба стиля строго соблюдают определенное размещение растений по графическим схемам асимметричного построения (в виде разностороннего треугольника).

В икебане используют любые виды живых цветов, сухих веток и трав, сухих корней, части дерева, в национальных вазах и без них. В составлении любой композиции участвует небольшое количество цветов. Наиболее любимые цветы, используемые в икебане, это камелии, хризантемы, розы, каллы, ирисы, а также цветущие ветки плодовых деревьев и кустарников (сливы, вишни, персика).

Букеты из камелии без дополнительной аранжировки считаются лучшими образцами икебаны. Обычно их составляют зимой. Осенние букеты икебаны создаются, как правило, из хризантем. Их ставят в высокие вазы, компонуют на камнях, отдельных частях дерева в сочетании с листьями аспидистры, эвкалипта, асна: (30 + 10) х 1.5 = 60 см, растения пониже — 45 см и самого низкого — 34 см.

Растения в композиции располагают под различными углами, создавая тем самым ее объемность. Самый высокий стебель устанавливают по центру с наклоном по вертикали на 15° влево и немного вперед, второй, более низкий,- левее первого с наклоном 45° и с еще большим наклоном вперед. Третий стебель отклоняют вправо по вертикали на 75°. Такая четкая расстановка основных стеблей строго рассчитана и является правилом икебаны, создающим гармоничное единство элементов в композиции, в данном случае вазы и цветов.

Наряду с ранними и классическими формами составления букетов в Японии, представляющими интерес как исторические, и современным стилем (нагеире и морибана), ставшим в настоящее время основным, существует свободный стиль икебаны, где допускаются некоторые отступления от общепринятых ее принципов.

Примером тому может служить японская выставка национального искусства икебана, организованная в 1968 г. в Ленинграде в Государственном Эрмитаже. Наиболее яркими ее композициями были следующие:

  • «Победа»—в большой круглой керамической зеленой вазе высокие ветки клена с листьями, три соцветия подсолнечника и пять красных роз;
  • «Жизнь» — в высокой черной вазе глубоко поставлены два белорозовых гладиолуса, три пестрых листа аспидистры и четыре коротко подрезанных листа вееролистной пальмы;
  • «Клятва» — композиция из семи желтых крупноцветных хризантем и веток сосны на кензане в двух плоских красных вазах, имеющих форму полумесяца.

В последнее время стиль современного европейского букета уже определился. Декораторы с большим искусством умеют составлять букеты и композиции из цветов.

С 1850 г. начал существование так называемый немецкий букет, который отличался неестественными формами. Стебли удлиняли проволокой, сам букет украшали рюшами, кружевами, лентами. Спустя 20 лет начинают пользоваться успехом букеты венского художника-декоратора Ганса Макарта. Еще через 30 лет в Германии появляется букет без дополнительных декораций и приспособлений. Этой особенностью отличается и современный немецкий букет, сохраняющий живые, природные, естественные формы без каких- либо вспомогательных средств, усиливающих его эффект.

В настоящее время в качестве аранжировочной зелени немецкие декораторы используют стебли некоторых комнатных декоративно-лиственных растений, таких, как:

  • плющ,
  • аспарагусы шпренгери и плюмозус,
  • папоротники адиантум и нефролепис,
  • листья пеперомий,
  • аукубы,
  • хлорофитума,
  • сансевьеры,
  • антуриума,
  • фикуса,
  • циссуса.

Они считают также, что достичь композиционного единства можно при определенном сочетании трех видов цветов с вазой, когда высота ее в 2 раза меньше высоты цветов над вазой.

В ГДР, как и в других странах, цветы аранжируют в плоских и высоких вазах, чашах, бокалах, собирают в сплетения и настенные приспособления с использованием металлических игольчатых держателей и моховых подушечек. В последнее время в ГДР появился новый материал для установки цветов — пиафлор. Это синтетический твердый пенопласт. Он легко поглощает воду и долго удерживает ее, сохраняя твердость и эластичность, легко режется ножом. Пиафлор стерилен, может быть любой расцветки, но лучше, когда он серо-зеленой окраски: в композициях он остается малозаметным и не нарушает ее цветовой гаммы. В пиафлор легко вкалываются стебли цветов даже таких, как цикламены, которые невозможно поставить в моховую подушечку.

Немецкие мастера уделяют много внимания букетам для невест, которые подбирают так, чтобы они сочетались с туалетом, цветом волос и глаз, с ростом и возрастом невесты. Например, односторонний ниспадающий рыхлый букет состоит из:

  • традиционных белых и розовых гвоздик или белых или розовых тюльпанов,
  • белых азалий,
  • калл,
  • фреезии,
  • розовых роз с аспарагусами шпренгери или плюмозус,
  • с лентами или бантами из тюлевой вуали.

Этот букет невеста держит в руке. Для прочности его собирают на трех ивовых прутьях, на которые накладывают зелень аспарагуса или других аранжировочных растений, а срезы цветов заворачивают во влажную вату и декорируют зеленой лентой.

Имеют свою особенность букеты, создаваемые голландскими декораторами. Они в основном составляют цветы в двух композициях. Одна композиция предусматривает большое количество цветов нескольких видов и многих сортов, собранных в одну вазу. Такая композиция может быть различной формы — или полусферической, или пирамидальной. Другая композиция создается в виде симметричного или асимметричного треугольника.

Для декораторов Франции присущ единый стиль создания букета. Их букеты пирамидальной формы из большого количества цветов самых разнообразных видов. При составлении таких букетов в композиции сначала оформляют осевые линии, т. е. ставят цветы на самых длинных стеблях, затем оформляют горизонтальные линии (одинаковой или разной длины) в зависимости от того, симметрична или асимметрична композиция. Стебли в этом случае размещают в разных направлениях, с учетом контуров вазы. Цветы используют с укороченными и короткими стеблями, аранжировочную зелень не добавляют, но и свободного пространства в таких композициях не оставляют. Для лучшей фиксации цветов в букете применяют ветки кустарников.

Французские декораторы тоже используют пиафлор или сплетенную в комок проволоку. Одна из схем такого букета может быть следующая: шесть трубчатых желтых нарциссов, пять тацетовидных, пять белых, семь малиновых, шесть желтых и три попугайных тюльпана, три синих, три белых и три малиновых гиацинта и еще один голубой ирис без аранжировочной зелени.

На арабском Востоке существуют свои неповторимые традиции в составлении букетов, композиций и подношении цветов. При составлении композиций здесь используют корзинки самых разнообразных форм, сплетенные из цельных или разрезанных прутьев ивы. Некоторые корзинки, иногда высотой до полутора метров, имеют ножки и легкую спинку. Внутрь ее вкладывают металлическую форму, не пропускающую воду, с держателем из зеленых стеблей, листьев и веток. В высоких корзинах цветы приходится подвязывать проволокой к деревянным палочкам, которые вставляют в держатель.

Традиционными цветами для изготовления свадебных корзинок являются розы белые и пурпурные всех оттенков, декоративные георгины, тубероза на стройных цветоносах с сильным запахом, стрелитция, реже используют гвоздику.

Корзины для невесты заполняют цветами по-разному: иногда в одной плоскости, повернутыми в одну сторону, чаще—клумбой, из цветов, сочетающихся между собой по окраске, и из цветов несовместимых: например, из роз и георгинов.

Все корзины принято украшать аранжировочной зеленью (листья фикуса, олеандра, магнолии, кротона и ветки хвойных кустарников) и бантами из цветного плотного полиэтилена, кружевами из синтетических материалов, бантами из бумажных лент с фигурными вырезами.

Букет, который невеста должна нести в руке, состоит из белых душистых цветов гардений и мирты.

Розы, гвоздики и многие другие цветы дарят без аранжировочной зелени.

Оцените статью
Добавить комментарий